Звуковые каналы в саундбарах и домашних кинотеатрах
В этой статье мы рассмотрим, каким бывает объемный звук в саундбарах и домашних кинотеатрах со звуковыми системами Dolby Atmos, Dolby Digital, DTS: X. Магнитофоны… Моно, стерео… Как давно это было… Неужели при упоминании слова «Стереомагнитофон» мы подразумевали схему 2.0, где было всего два звуковых канала – левый и правый? А если и думали об этом, то навряд ли мечтали о звуковой системе со схемой 2.1 и о многоканальном звуке тем более.
Объемный звук. Что обозначают цифры
Ответ простой – это количество каналов в звуковой системе. Это понятие нельзя путать с количеством динамиков (излучателей). Каждый канал может иметь один, два и более излучателей. Если в тексте встречается «динамик» или «излучатель», то это означает наличие отдельного канала для этих компонентов. В этой статье мы попытаемся объединить информацию, которую можно найти в Википедии или в иных источниках. Рассматривать стандартную звуковую схему 2.0 не станем, так как все мы знакомы со стерео системой «с детства».
Звук 2.1. Виртуальные Динамики
На схеме цифрами обозначено: 1 – позиция слушателя, 2 – левый и правый каналы, 3 – сабвуфер. Углы установки излучателей указаны. В следующих схемах цифровые обозначения могут повторяться, поэтому мы можем опускать «известные моменты». Компоненты звуковой схемы будем заключать в круглые скобки «()». Клик по изображению для просмотра звуковой схемы.
Звук 2.1.2 Потолочные Динамики
К звуковой системе 2.1 добавлены левый и правый потолочные средние излучатели (4). Общее число каналов 5.
Звук 3.1 Виртуальные Динамики
Позиция слушателя (1), левый и правый каналы (2), центральный канал (3), сабвуфер (4).
Звук 3.1.2 Потолочные Динамики
К звуковой системе 3.1 добавлены левый и правый потолочные средние излучатели (5). Общее число каналов 6.
Звук 4.1 Виртуальные Динамики
Позиция слушателя (1), левый и правый каналы (2), сабвуфер (3), левый и правый тыловые излучатели (4).
Звук 4.1.2 Dolby Atmos
Позиция слушателя (1), левый и правый каналы с дополнительными излучателями, направленными вверх (Dolby Atmos) (2), сабвуфер (3), левый и правый тыловые излучатели (4).
Звук 4.1.2 Потолочные Динамики
В этой схеме: левый и правый каналы без дополнительных излучателей, направленных вверх (без Dolby Atmos) (2), но добавлены левый и правый потолочные средние излучатели (5).
Звук 4.1.4 Потолочные Динамики
В отличие от предыдущей схемы добавлены левый и правый потолочные тыловые излучатели (6). То есть на потолке размещаются четыре канала.
Звук 5.1 Виртуальные Динамики
Позиция слушателя (1), левый и правый каналы (2), центральный канал (3), сабвуфер (4), левый и правый тыловые излучатели (5).
Звук 5.1 Объемный Звук
Количество каналов соответствует звуковой системе 5.1, но с другим углом направления тыловых излучателей.
Звук 5.1.2 Dolby Atmos
Аналогично звуковой схеме «5.1 Виртуальные Динамики», но левый и правый фронтальные излучатели (2) дополнены динамиками, направленными вверх (Dolby Atmos).
Звуковая система 5.1.2 Потолочные Динамики
Звуковая схема похожа на «5.1.2 с поддержкой Dolby Atmos», но из фронтальных излучателей убраны динамики, направленные вверх. Вместо них появились потолочные излучатели (6).
Звук 5.1.4 Dolby Atmos
Исходный вариант «5.1.2 с поддержкой Dolby Atmos», но в тыловой акустике добавлены излучатели, направленные вверх.
Звуковая система 5.1.4 Гибрид Dolby Atmos и Потолочные Динамики
Исходная звуковая схема «5.1.4 Dolby Atmos», но из тыловой акустики убраны излучатели Dolby Atmos, направленные вверх. Вместо них устанавливаются потолочные излучатели (6).
Звуковая конфигурация 5.1.4 Гибрид Потолочных Динамиков и Тыловых Dolby Atmos
Противоположность звуковой схемы «5.1.4 Гибрид Dolby Atmos и Потолочные Динамики» в плане размещения динамиков Dolby Atmos. Тыловые динамики оснащены направленными вверх излучателями Dolby. Вместо передних динамиков Dolby Atmos устанавливаются отдельные потолочные излучатели.
Акустическая системв 5.1.4 с Потолочными Динамиками
В этом звуковом варианте 5.1.4 отсутствуют все излучатели Dolby Atmos. Вместо них установлены потолочные передние (6) и потолочные задние динамики (7). Общее количество излучателей – десять.
Звук 7.1 Базовый Вариант
Звуковая система «7.1 Базовый Вариант» представлена для понимания правильных углов установки излучателей каждого канала. Отдельных комментариев здесь не предполагается, поэтому далее представим распространенные схемы с семью основными и дополнительными каналами.
Звуковая система 7.1 Виртуальные Динамики
Эта звуковая схема полностью повторяет «7.1 Базовый Вариант». По аналогии с предыдущими вариантами вам уже понятно, где на изображении сабвуфер (4), где центральный канал (3), где правый и левый фронтальные (2), где боковые (5) и тыловые излучатели (6).
Звук 7.1.2 Dolby Atmos
Схема домашнего кинотеатра повторяет «7.1 Виртуальные Динамики» с добавлением в левый и правый фронтальные источники (2) излучателей Долби Атмос, направленных вверх.
Звуковая система 7.1.2 Потолочные Динамики
Схема совпадает с «7.1.2 Dolby Atmos», но динамики, направленные вверх в левом и правом фронтальных системах, отсутствуют. Вместо них устанавливаются потолочные источники. Причем допускаются три разных позиции установки на потолке (разные углы к месту прослушивания) – смотрим изображение.
Звук 7.1.4 Dolby Atmos
Здесь звуковая панель «7.1.2 Dolby Atmos» дополнена двумя тыловыми каналами Dolby Atmos.
Звуковая система 7.1.4 Гибрид Dolby Atmos с Потолочными Динамиками
Гибридная схема 7.1.4 исключает каналы Dolby Atmos в тыловой акустике. Вместо них включаются потолочные тыловые каналы с различными углами установки.
Домашний кинотеатр 7.1.4 Гибрид Потолочные Динамики и Dolby Atmos
Эта звуковая схема – противоположность предыдущей звуковой схемы. Здесь в тыловой акустике есть излучатели Dolby Atmos. Фронтальные динамики Dolby Atmos заменяются потолочными динамиками. Углы установки последних указаны на изображении.
Акустическая схема 7.1.4 Dolby Atmos Настенная Установка
Данная звуковая схема предполагает установку на стены всех излучателей, кроме сабвуфера (4). Динамиками Долби Атмос оснащены только фронтальные (левый и правый) (2) и тыловые (левый и правый) (6) каналы. Левый и правый окружающие излучатели (5) – без Dolby Atmos. Все компоненты устанавливаются на высоту головы в месте прослушивания (1).
Конфигурация 7.1.4 Потолочные Динамики
В этом варианте схема «7.1.2 Потолочные Динамики» дополнена тыловыми излучателями. Каналов Dolby Atmos нет.
Звук 7.1.6 Dolby Atmos
В данной звуковой системе 7.1.6 все компоненты, кроме центрального канала (3) и сабвуфера (4), оснащены каналами Dolby Atmos (направлены вверх).
Звуковая схистема 7.1.6 Гибрид Dolby Atmos с Потолочными Динамиками
Схема похожа на «7.1.6 Dolby Atmos». Однако, средние динамики (5) потеряли излучатели Dolby Atmos. Вместо них появились потолочные динамики (7).
Домашний кинотеатр 7.1.6 Верхние настенные (фронт, тыл) и Потолочные Динамики
Позиция слушателя (1). Левый и правый фронт (2). Центральный канал (3). Сабвуфер (4). Левый и правый средние динамики (5). Левый и правый тыловые динамики (6). Левый и правый фронтальные верхние настенные динамики (7). Левый и правый канал потолочных динамиков (8). Левый и правый канал верхних настенных тыловых динамиков (9).
Здесь и далее верхние настенные фронтальные и верхние настенные тыловые каналы нельзя путать с потолочными каналами. На изображении указаны места установки этих новых компонентов. Верхние излучатели каналов устанавливаются на стене под потолком.
Акустика 7.1.6 Потолочные Динамики
Данная звуковая схема отличается от предыдущей отсутствием верхних настенных фронтальных и тыловых каналов. Они заменены соответствующими потолочными динамиками.
Звук 9.1 Объемное Звучание
Схема «9.1 Объёмное звучание (Базовая)» обеспечивает кинематографическое звучание благодаря девяти каналам и сабвуферу. Для этого применяются дополнительно два передних канала, установленных на определенной высоте по отношению к стандартным фронтальным излучателям.
Звуковая система 9.1 Виртуальные Динамики
Позиция слушателя (1). Фронтальные каналы (2). Центральный канал (3). Сабвуфер (4). Левые и правые боковые каналы (5). Левый и правый каналы объемного звучания (6). Левый и правый канал тылового объемного звучания (7).
Звук 9.1.2 Dolby Atmos
Отличие от предыдущей схемы – во фронтальные каналы (2) добавлены каналы для излучателей вверх (Dolby Atmos).
Звуковая система 9.1.2 Потолочные Динамики
Схема производная от звуковой схемы «9.1.2 Dolby Atmos». Каналы Dolby Atmos убраны, вместо них появились каналы для потолочных динамиков (8).
Звук 9.1.4 Dolby Atmos
Данная система является «продолжением» звуковой схемы «9.1.2 Dolby Atmos» – в левый и правый каналы тылового объемного звучания (9) добавлены каналы Dolby Atmos.
Звуковая система 9.1.6 Гибрид Dolby Atmos и Потолочные Динамики
Гибридная звуковая схема 9.1.6 является производной от звуковой схемы «9.1.4 Dolby Atmos». Кроме Dolby Atmos каналов, добавляются каналы потолочных (Top Middle) излучателей (8).
Звуковая схема 9.1.6 Верхние (фронт, тыл) и Потолочные Динамики
В данной схеме Dolby Atmos каналы отсутствуют. Каналы потолочных излучателей (9) изменили свою позицию. Добавлено: левый и правый каналы верхних фронтальных динамиков (8) и левый и правый каналы верхних тыловых динамиков (10).
Домашний кинотеатр 9.1.6 Потолочные Динамики
В этой звуковой конфигурации в отличие от звуковой схемы «9.1.6 Гибрид…» полностью отсутствуют Dolby Atmos каналы. Вместо Atmos используются: левый и правый фронтальный потолочный (8), левый и правый потолочный (9), левый и правый тыловой потолочный (10) динамики.
Звук 11.1.8 Верхние (фронт, тыл) и Потолочные Динамики
Пожалуй, звуковая система 11.1.8 самая сложная и в ней нет, прошу заметить, Dolby Atmos каналов. Кроме стандартных позиций (1, 2, 3, 4), которые есть почти во всех звуковых схемах, здесь мы видим: каналы верхних фронтальных динамиков (9) и каналы верхних тыловых динамиков (12). Передние фронтальные потолочные (10) и задние тыловые потолочные (11) каналы.
Левый и правый каналы расширения (wide), устанавливаемые по ширине комнаты (5), каналы объемного звучания (6) и каналы объемного звучания 1 (7). Кроме этого, существуют звуковые схемы 11.2.х, где используется пара сабвуферов. В максимальной конфигурации звуковая система может быть 22.2.х или 24.1.10, что говорит нам о 24 напольных каналах, сабвуфере и 10 потолочных каналах.
Что учитывать перед покупкой домашнего кинотеатра
В заключение обзора объемного звука можно подвести черту и обобщить сказанное. Как мы понимаем, начиная с акустической схемы 7.1.х будут трудности в правильности расположения компонентов системы. В продвинутых AV ресиверах есть встроенные решения для контроля местоположения акустики в комнате, а так же для подбора требуемых уровней выходного сигнала.
Примером может быть Audyssey MultEQ XT32 в ресивере Denon AVC-X8500H. Не стоит забывать, что компоненты звуковой системы требуют зачастую физического соединения с ресивером. Каналы Dolby Atmos некоторым образом облегчают нам страдания в этом плане, особенно в том случае, если это саундбар. Но заметьте, в полноценных звуковых схемах полностью отсутствуют компоненты Dolby Atmos.
Таким образом, звуковая панель – это «обрубок» полноценной звуковой системы. Рекомендации по выбору звуковой схемы для вашего помещения мы не вправе давать, так как ценовое решение поставленной задачи в геометрической прогрессии увеличивается в зависисимости от схемы акустических систем, начиная от 2.1 и заканчивая 11.1.8.
https://ultrahd.su/zvuk/zvukovye-kanaly-saundbarax-domashnix-kinoteatrax.htmlОбъемный звук. Что обозначают цифрыАкустикаакустикаВ этой статье мы рассмотрим, каким бывает объемный звук в саундбарах и домашних кинотеатрах со звуковыми системами Dolby Atmos, Dolby Digital, DTS: X. Магнитофоны… Моно, стерео… Как давно это было… Неужели при упоминании слова «Стереомагнитофон» мы подразумевали схему 2.0, где было всего два звуковых канала – левый и правый?...VoVVoV AuthorUltraHD14 комментариев
Добавить комментарий
"Акустика"
- TCL S55H — обзор саундбара 2.1 с мощными басами
- Apple AirPods Max — обзор беспроводных наушников 2024 года
- Sony HT-A9M2 — обзор саундбара Bravia Theater Quad 4.0.4
- JBL Flip 6 — обзор портативной колонки с мощным звуком
- Anker Soundcore 3 — обзор портативной водостойкой колонки
- JBL Partybox 120 — обзор портативной акустики для вечеринок
- Sony HTAN7.CE7 — обзор персонального кинотеатра Bravia Theater U
- Dali IO-8 — обзор беспроводных наушников с изысканным звучанием
- Samsung HW-Q700D — обзор саундбара 3.1.2 2024
- Samsung HW-S800D — обзор сверхтонкого саундбара 3.1.2
Проверено! 5.1достаточно для комнаты до 40м.кв. 7.1 или 7.2 кино эффект лучше!!! А музыку правильно слушать 2.0 или 2.1 А вле эти долби 9.12—11.2.8 —-это вообще никому не надо : это пиар!!! И раскрутка Вас, или еще кого, на приличные деньги!!!
В ответ на R. K..
Каждый слушает музыку как может .Правильно слушать музыку в филармонии.
И если Вы не слушали хорошую музыку в многоканальном режиме, на настроенной аппаратуре в калиброванном помещении, То вам просто еще не повезло.
Прежде чем ругать и хаять «мерседес» и хвалить «шестерку» …Ну вы понимаете .
Статья как, конечно же, как ликбез по объёмному звуку конечно же полезная. НО, скажу лично от себя такую вещь. Сам я много лет пользовался ресиверами, год назад у меня была система 11.1, ресивер Pioneer SC-LX901, правильные кабеля, правильные источники. Так вот, с прошлого года я перешёл на ЦАП, а это SMSL A8, в котором и ЦАП и стерео усилитель класса D от B&O, оставил от 11.1 только действительно неплохие напольники Pioneer S71, на компьютере стоит K-Lite Code Pack с правильными настройками программного декодирования…. и имею настолько потрясающий звук, настолько объёмный и настолько потрясающий, что никакие 5.1, 7.1 и так далее даже не нужны и тем более все эти навороченные ресиверы с целыми отдельными чипами для декодирования DTS. Мощности современных ПК уже давно достаточно для любого декодирования звука, а когда ещё ЦАП принимает честный поток 32 бита и 384кГц плюс на USB джиттер настолько мал, что даже уже и оптика рядом никак, то становится смешно от всей этой многоканальности и отдельных чипов. У меня товарищ тоже перешёл на этот же ЦАП и напольники, после чего сказал «Да эти ресиверы больше не нужны!». Осталось по видеопотоку разобраться, чтобы обошли искусственное ограничение на передачу Dolby Vision с порта видеокарты на ТВ и всё.
Вы вообще? Dolby Vision передаются с mass effect andromeda на windows.
11.1? Ха. Потолочные колонки это класс. Особенно с играми dolby atmos.
В сатье вообще нет про 7.2.4…
А что 7.2.4 очень нужна? Или у вас какое-то «волшебное» расположение второго сабвуфера, которое доселе никому не известно? Если расписывать все существующие звуковые схемы, то можно состариться…
«Вы вообще?» — не переходите грань… Dolby Vision — это было моё отступление о том, что помимо звука с ПК можно передавать картинку с Dolby Vision и Mass Effect, верно, тому пример, только стоят искусственные ограничения, другими словами сговор производителей. Я где-то читал, что на создателя madVR оказывали давление, чтобы он не добавлял поддержку Dolby Vision, точно такое же ограничение с передачей с ПК звукового потока DSD с ПК по HDMI.
Ещё раз, при программной обработке на ПК, наличия ЦАПа и усилителя с микросхемой ЦАП последнего поколения на обычном стерео на хороших напольниках получается настолько объёмный звук, что тот же программно декодируемый Dolby Atmos на обычном стерео звучит потрясающе. Например, вчера смотрели семьёй «Доктор Сон», поставил дорожку Dolby Atmos и звуки слышал по всему помещению.
Безспорно цифра все глубже «проникает» в нашу повседневню жизнь
(не путать с «теплый ламповый звук»). И вариант SMSL A8 заслуживает внимания, из более простеньких I.AM.D V200. Но не понятна становится конфигурация акустической системы, ведь в подобных цифровых усилителях только пара выходов УНЧ (2 х 125..150W). Второй момент, я, как полагаю, цифровой усилитель подключен к ПК (не берем во внимание задачу с передачей изображения на телевизор). Как это вписывается в комфортность? Или мы в данном случае вообще отбрасываем телевизор (либо «готовую» систему домашнего кинотеатра) и говорим только о звуке в помещении.Если вы внимательно читали мой отзыв, то должны были понять, что стерео с этого ЦАПа даёт такой объём, что не надо никаких многоканальных сборок колонок.
Интересная ситуация.
Тогда отойдем от ПК и от софта ПК, и рассмотрим вариант подключения «цифрового УНЧ» напрямую к современному телевизору. Сможем ли мы получить заветный звуковой объем с использованием FX-Audio D802, I.AM.D v200, S.M.S.L AD18, S.M.S.L Q5 PRO, SMSL A8 и подобными в звуковой схеме 2.0 или 2.1?
Если к ТВ напрямую, то не знаю. Это надо слышать.
Можно добиться обьемного звучания на Макбуке с внешней картой focusrite и мониторами Yamaha? Если да то как?
Да, уважаемые,
мне тоже очень интересно узнать у Вас, профессионалов, КАК правильно подключить,- чтобы получить максимум звуковой пользы,- от проверенной в боях 5.1 звуковой системы Blu-ray Disc™/ DVD Home Theatre System BDV N990W
от звуковой (звучащей!) поверхности/экрана KD 55|65A8 (ли уже от TV 2021г. KD 55|65A90J) ????
Т.е. «понимать КАК» — для меня важно понимать,- какие разъёмы и какие HDMI 2.1(?) или 2.0(?) куда подключать.
Можно, конечно, как всегда,- методом тыка, но правильно ли это СЕЙЧАС, когда мы давно выросли из штанишек 2.0 ….!?
АВТОРУ — Большое спасибо ВООБЩЕ за материал,
и — Особый Респект — за элегантное и профессиональное заключение о роли звуковой панели!
(молю Бога, чтобы производители авто техники не начали всовывать саундбары в авто!….)
Всем Здоровья!
Много неточностей в статье, к сожалению.
К примеру сетап 7.1.4 — написано «нет каналов Dolby Atmos». Как нет то? 4-ка означает 4ре потолочных колонки, которые есть только в системе Dolby Atmos. В Аура 3D верхние колонки то же есть, но крепится к потолку только одна прямо над головой.
У меня лично собрана система Dolby Atmos в сетапе 7.3.4. Никакое стерео и рядом не стояло и никакие имитации никаким образом Вам не создадут такого качества объемно ориентированного звука — не обманывайте себя любители музыки, что слушая многоканальное звучание в стерео у вас есть объем ))). Нет там ничего кроме самовнушения.
Значит вам сильно не повезло , из своего 30 летнего опыта работы в данной области скажу вам так , ещё ни одни покупатель в правильном тракте не отличил стерео от моно , при том что все ответили что моно глубже по звуку ! И были сильно удивлены когда им говорили что они слушали запись 1954г. :))